
Состояние сферы Health Management в современной России

На сегодняшний день в мировой практике наиболее распространены программы по борьбе с факторами риска неинфекционных заболеваний: курением, употреблением алкоголя, низкой физической активностью и неправильным питанием. Так, например, при реализации методов противостояния алкогольной зависимости и табакокурению наибольший результат дают фискальные меры, а для повышения физической активности и привлечения сотрудников к правильному питанию лучше всего подходят рекламно-информационные кампании. Стоит отметить, что наиболее эффективным является использование комплекса всех возможных мер.
При проведении оценки по данным параметрам Ассоциацией международных фармацевтических производителей (AIPM) в России было выявлено, что наша страна на текущий момент является одной из самых курящих в мире, с характерно низкой физической активностью и нерациональным типом питания населения. Что же касается потребления алкоголя, то вот уже на протяжении многих лет сохраняется преобладание «северного паттерна» или «северной модели». Согласно научным исследованиям выделяют два вида алкоголизации населения: «южный паттерн», характерный для представителей Франции, Греции, Испании, Португалии и других производящих вино стран и связанный с частым потреблением лёгких алкогольных напитков в небольших дозах, и «северный паттерн», заключающийся в употреблении крепкого алкоголя, вызывающего сильную интоксикацию и агрессивное поведение. Именно в связи с этими последствиями необходима реализация антиалкогольных мер в регионах с преобладающей «северной моделью» потребления спиртных напитков. Таким образом, Россия стоит перед острой необходимостью качественного внедрения программ по борьбе с неинфекционными заболеваниями.
Социологическое исследование Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), проведённое на предприятиях, показало, что российские организации значительно отстают от зарубежных компаний в части управления корпоративным здоровьем. На сегодняшний день такие меры включают в себя, в основном, программы ЗОЖ (вакцинация, обеспечение горячим питанием, участие в соревнованиях, оплата спортивных занятий, предоставление путёвок в санатории и т.п.), а также ДМС. В то же время невозможно проследить сам принцип реализации данных методик: не применяется оценка их эффективности, а разработка происходит вне учёта мнения самих сотрудников. При этом, по данным фокус-групп, в качестве интересных работникам методов внедрения программ корпоративного здоровья отмечены дотации и скидки на здоровое питание, занятия спортом, а также проведение скрининговых исследований. К наиболее важным параметрам методик борьбы с неинфекционными заболеваниями сотрудниками отнесены конфиденциальность, удобство, понятный механизм и др., которые далеко не всегда соблюдаются на предприятиях. С этой точки зрения в России существует огромная потребность в правильном и эффективном внедрении программ управления корпоративным здоровьем.